ЭВОЛЮЦИЯ КРОССОВОК

Мода и стиль

КЕДЫ

Рекламные компании рассказывают нам о научных разработках, уникальных материалах и сложных технологиях изготовления нашей любимой пары кроссовок. Поэтому подсознательно мы ассоциируем спортивную обувь с чем-то новым, только появившимся на свет. А между тем, первая обувь на каучуковой подошве (прабабушка кроссовок) появилась еще в XVIII веке. Конечно, эти «туфельки» сложно назвать красивыми. Они были больше похожи на кроксы, и не делились на левые и правые. В 1892 году Американская Резиновая компания усовершенствовала эту модель, добавив парусиновый верх. Получилась полноценная обувь, которую мы называем кедами. Особенно они полюбились спортсменам. В 1908 году Маркус Миллс Конверс запускает первое массовое производство кед. Миллс создал особенные модели для тенниса и баскетбола – All Star. Последняя очень понравилась баскетболисту Чаку Тейлору и принесла небывалый успех бренду. Чак активно участвовал в разработках Конверса. В благодарность Миллс Конверс переименовал кеды в честь спортсмена. На сегодняшний день Converse All Star Chuck Taylor практически не изменились внешне. Разве что палитра стала разнообразнее, ведь сначала они выпускались только в черном цвете.

Кеды, Converse All Star Chuck Taylor, 1917 год, кеды, Converse

ДЛЯ БАСКЕТБОЛА, ТЕННИСА, ФУТБОЛА И БЕГА

«Спортивный» успех Конверса вдохновил предпринимателей по всему миру. Узкоспециализированные фабрики открывались везде, от США до Японии. Французская фирма Spring Court выпускала кроссовки для тенниса, а первые беговые модели появились благодаря братьям Дасслерам. В 1948-м братья поссорились, и каждый из них возглавил свою компанию. Адольф Дасслер продолжил выпускать модели для бега в adidas, a Рудольф занялся производством шипованных кроссовок для футбола в своей фирме Ruda, которую затем переименовал в Puma.

Бутсы, PUMA Atom, кроссовки, Adidas, беговые кроссовки, Adidas olympia, 1953 год, кроссовки для бега, Gebruder Dasher, разработанные братьями Дасслерами

КАК ЩУПАЛЬЦЕ ОСЬМИНОГА

До 1950-х кроссовки в основном носили спортсмены. Но после войны кожаная обувь стала не всем по карману. Кроссовки были доступнее и удобнее жестких ботинок. После выхода ленты «Бунтарь без причины» эта обувь стала символом свободы и юности. Молодые люди, стремясь во всем подражать главному герою, которого сыграл легендарный Джеймс Дин,  поголовно переоделись в кроссовки. 

В это время японский бизнесмен Кихачиро Оницука задумался над тем, как он может помочь свой стране. Оницука решил открыть обувную компанию, чтобы обеспечить молодежь рабочими местами, а население – недорогой удобной обувью. Под маркой Onitsuka Tiger он стал производить кроссовки для бега. Подход Оницука основывался на научных разработках и инновационных материалах. Onitsuka Tiger выпускала кроссовки из сетки – ноу-хау материала 50-х, и с уникальной подошвой, которая обеспечивала сцепление с грунтом, как «щупальце осьминога». Кроме того, рабочая сила в послевоенной Японии была очень дешевой, что существенно снижало себестоимость пары кроссовок. Это привлекало западных инвесторов.

Американский студент и бегун Фил Найт и его тренер Билл Боуэрман заинтересовались разработками Оницуки. В Америке беговые кроссовки adidas стоили довольно дорого – 30 долларов. Они были качественными, но далеко не всем по карману, а носить обычные кроссовки за 5 долларов решался далеко не каждый – от них сильно болели ноги, особенно после занятий спортом. В 1964-м Найт и Боуэрман привозят первые 300 пар японских кроссовок под собственным брендом Blue Ribbon Sports (переименованным в 70-х в Nike). Потратив всего 500 долларов, предприниматели положили начало новой эпохе – эпохе дешевых кроссовок. Доступная обувь подстегнула интерес не только к бегу, но и спорту в целом.